Россия в конце прошлого года отказалась от строительства газопровода для транспортировки своего газа в некоторые европейские страны. «Южный поток» должен был пройти по дну Черного моря от Болгарии до Австрии, однако Россия заявила о том, что намерена перенаправить газовые потоки в сторону Турции. Некоторые эксперты посчитали этот демарш блефом, другие, наоборот, увидели в этом шаге РФ признак финансовой слабости. Были и те, кто воспринял заявление России как упрек Запада по поводу ситуации на Украине и как свидетельство о желании российского президента Владимира Путина обратить свой взор в сторону новых партнеров, пишет корреспондент Bloomberg Марк Чампион.
В действительности, указывает автор, это решение России имеет довольно большой коммерческий смысл, а само решение нужно было принять давно, сделали эксперты по российской газовой отрасли, составившие новый доклад.
Они указывают, что «Газпром» хоть и госкомпания, но она не сможет достаточно долго исключить Украину из своего транзитного бизнеса, как это власти России хотели сделать с помощью «почившего» ныне проекта «Южный поток». И по мнению авторов доклада, новый российский проект может в перспективе оказаться полезнее для Европы.
Отказ от прежнего проекта означает, что существенно меняется стратегия российского газового холдинга, позиции которого в конечном итоге могут усилиться, полагают Джонатан Стерн, Симон Пирани и Катя Яфимава из Оксфордского института энергетических исследований.
Прежняя стратегия состояла в том, чтобы иметь доступ к распределительным газовым сетям в самой Европе. Такой подход был отчасти политически мотивированным, так как Россия желала не только получать прибыль для «Газпрома», но и оказывать политическое влияние на европейские страны, считают авторы доклада. Однако принятие Евросоюзом Третьего энергетического пакета помешало реализации российского проекта «Южный поток», который был к тому же и весьма затратным — по консервативным оценкам, его стоимость составляла 20 млрд долларов, а по мнению ряда экспертов, он мог бы обойтись России в 65 млрд долларов..
Никакого коммерческого смысла в этом проекте не было, уверены эксперты. Даже если бы в Европе резко повысились цены на газ (с учетом их контроля «Газпромом») и, соответственно, его потребление.
«В настоящее время «Газпром» сталкивается с новой ценовой конкуренцией со стороны спотовых рынков, расположенных в специальных центрах, в газовых хабах, по всей территории Евросоюза. Ко всему прочему, новые правила Евросоюза все еще находятся в разработке, но именно этот факт заставил бы Газпром открыть свои европейские газопроводы для других поставщиков», — пишет Чампион, который также отмечает, что именно кризис на Украине заставил выступить еврочиновников более агрессивно против «Южного потока», заявив, что он не соответствует новым реалиям.
С другой стороны, обвал цен на нефть, к которой привязаны газовые контракты «Газпрома», сделал экономическую составляющую «Южного потока» еще хуже, что, собственно, и заставило россиян отказаться от проекта, пишет корреспондент Bloomberg.
«Затем российская компания предложила перенаправить проект трубопровода в сторону Турции, своего второго по объемам закупок потребителя в Европе (после Германии -ред.) и единственного европейского рынка, который, по ожиданиям, будет быстро расти. И теперь тот газ, который Турция сегодня получает через территорию Украины, будет поставляться непосредственно из России, рассуждает автор статьи. — Любое же дополнительное его количество может быть направлено в газовый хаб на границе Турции с Евросоюзом и там продано. Между тем, «Газпром», как указано в подготовленном специалистами из Оксфорда докладе, по-прежнему будет вынужден направлять значительные объемы природного газа в Европу через Украину, по крайней мере до 2020 года».
Однако автор уверен, что разворот «Газпрома» в сторону Турции — это вовсе не блеф, даже если Россия и Турция пока не завершили окончательно переговоры по этому вопросу, поскольку «Газпром» уже выделил деньги на реализацию «Турецкого потока».
«Однако решение по «Южному потоку» было принято не только на основе цены, — отмечает один из авторов доклада. — В таком случае оставалось бы не очень понятно, почему «Газпром» арендовал две баржи и 200 сотрудников для начала строительства морского участка трубопровода».
И еще на один момент указывает автор статьи: «Газпром» отказался от попыток приобрести 100% газового трубопровода Opal, который проходит по территории Германии. Причем российская компания полностью вышла из переговоров о сделке по обмену активами, а компания Wintershall, «дочка» BASF Group, не получит добычные активы в Западной Сибири в обмен на владение «Газпромом» активов этой немецкой компании, которая имеет отношение к хранению «голубого топлива» и торговле им в Германии.
«Не так давно Газпром, наконец, подписал договор по поставкам газа в Китай и заморозил свои планы по строительству терминалов для экспорта СПГ. Путин подал этот шаг как наказание для Евросоюза, а также как доказательство того, что он может найти альтернативные рынки. Но, вполне вероятно, «Газпром» возвращается к тому бизнесу, который он знает лучше всех и который ему легче себе позволить. А именно: к добыче природного газа и поставке его по трубопроводам», — рассуждает автор, по мнению которого у российского газового холдинга прежних амбиций поубавилось.
Чампион делает вывод, что «Газпром» также не собирается инвестировать деньги в дорогостоящие технологии по производству СПГ, а будет иметь более простые коммерческие отношения с Евросоюзом. То есть, продавать газ в страны Европы, получая за это деньги, как именно и должно быть, заключает автор.
|