Зависимость Германии от России как поставщика энергоресурсов осознается все острее – и не только в связи с украинским кризисом. Правительство ФРГ разрешило продажу Dеа, «дочки» эссенского концерна RWE, российскому инвестору. Об этом пишет немецкое издание Der Spiegel.
Берлин/Эссен
Правительство дало согласие на продажу нефтегазоперерабатывающей фирмы Dеа, дочерней RWE, группе инвесторов LetterOne, во главе которой стоит Михаил Фридман. Сделка, вызывавшая много споров, состоялась, о чем еще в пятницу сообщил источник в LetterOne.
Щекотливую ситуацию создавала трансакция в 5,1 млрд. евро в условиях украинского кризиса и роли в нем России. Правительство ФРГ имеет совещательное право в политически резонансных внешнеторговых операциях. Соответствующая структура в Еврокомиссии, защищающая свободу конкуренции, уже согласилась с продажей.
Гамбургская «дочка» RWE, имеющая в своем штате около 1400 сотрудников, занимается переработкой нефти и газа в Германии (где за Dea числятся также несколько проектов по добыче газа), Норвегии, Великобритании и Египте. Концерн RWE намерен привести сделку к завершению еще до конца текущего года. В Эссене подтвердили, что штаб-квартирой проданной фирмы останется Гамбург.
Надежность энергообеспечения
Согласно RWE, доля Dea по нефти и газу в потребительском энергетическом секторе Германии составляет всего лишь около 1%. Три газовых месторождения в Баварии, напротив, составляют в энергоресурсах страны ни много ни мало 7,5%.
По заявлению Министерства экономики Германии, сделка с приобретением у RWE фирмы Dea группой LetterOneтщательно изучалась, серьезных доводов против не могло возникнуть. Решающим оказалось то, что инвестор зарегистрирован в Евросоюзе и нежелательного «фона» выявлено не было. Официально LetterOneзарегистрирована в Люксембурге.
«Кроме того правительство ФРГ ожидает, что проведенная сделка не нанесет ущерба надежности энергообеспечения», — отмечает пресс-служба RWE.
LetterOne, по собственным оценкам, располагает капиталом (в том числе долевым, например, в компании Telekom), примерно, в 21,9 млрд. евро. Фридман, один из богатейших россиян, является председателем Совета директоров. Инвестиционный ресурс LetterOne происходит, в частности, от продажи ее доли в нефтяной компании ТНК-ВР российскому госконцерну «Роснефть» за 55 млрд. долларов в 2012 году.
Расходное бремя источника дохода
В RWE довольны результатом. «Это решением стало для нас отправной точкой. Теперь мы будем планомерно вести процесс продажи дальше», – говорит сотрудница концерна. Компания переживает трудности из-за падения курса своих акций и кредитных обязательств, составляющих почти 30 млрд. евро. Деньги срочно понадобились на погашение процентов по кредитам, отмечает корреспондент Spiege, ссылаясь на свой источник в RWE.
Deaгодами приносила концерну RWE стабильную прибыль, отмечает автор материала, однако переработка нефти и газа требует также и миллиардных вложений, выделять которые концерн не мог или не хотел в его напряженной нынешней ситуации. Как аргументировал шеф RWE Петер Териум в 2013 году, когда было заявлено о предполагаемой продаже Dea, это могло бы дать «значительное уменьшение объемов будущих инвестиций» и тем самым «существенно усилить финансовую стабильность».
|