Несмотря на огромные финансовые вливания, самый большой автопроизводитель в России - концерн "АвтоВАЗ" - стоит на пороге банкротства, пишет Die Welt.
Проблем у производителя автомобиля "Лада" предостаточно, продолжает автор публикации Эдуард Штайнер. Сходящая с конвейера продукция не отвечает современным стандартам в техническом плане, хотя с точки зрения дизайна все обстоит не так уж плохо. Сотрудники завода пытаются хоть как-то приукрасить имидж отечественного автомобиля: "Соотношение цена-качество, может, и не очень, - признает 30-летний Сергей, - но ни одна машина в России не продается лучше". А Сергей должен знать обо всех особенностях "Лады", поскольку тестирует только что собранные экземпляры. "Покупка "Лады" подобна игре в рулетку", - говорит эксперт.
Здесь, в Тольятти, в 1966 году советское руководство выстроило в прямом смысле город-завод по производству отечественных машин. Сегодня на "АвтоВАЗе" работают 102 тыс. человек, само предприятие занимает территорию в 600 гектаров. В прошлом году концерн продал 728 тыс. автомобилей, а в 2009-м, с приходом финансового кризиса, который сократил наполовину российский автомобильный рынок, на лицах сотрудников появился страх.
"АвтоВАЗ" уже мертв, констатировал недавно Андрей Нечаев, экс-министр экономики, ныне крупный банкир. И только российское руководство демонстрирует завидную уверенность, отмечает Штайнер. "У предприятия хорошие перспективы", - настаивает вице-премьер Игорь Шувалов.
На деле, продолжает издание, концерн находится на грани фола, как ни один другой: неэффективное производство, отставание в технологическом плане, неудовлетворительная структура поставок. Кризис становится на этом фоне социальной пороховой бочкой. Не только 102 тыс. сотрудников целиком и полностью зависят от завода - вместе с поставщиками этих людей свыше миллиона, если брать во внимание и их семьи.
Выделенные государством в спешном порядке 25 млрд рублей (570 млн евро) стали каплей, упавшей на раскаленный камень. При обороте в 53,1 млрд рублей в первом полугодии 19,4 млрд съели убытки. Долги составляют 54 млрд рублей, и - если государство и банки не предпримут решительных шагов - составят к концу года 86 млрд, делает неутешительный прогноз журналист.
Среди сотрудников завода давно ходят слухи о массовых увольнениях. Москва все отрицает, аргументируя тем, что никто не допустит, чтобы руководство завода принимало такие решения самостоятельно. В письме, адресованному российскому правительству, руководство "АвтоВАЗа" признает, что завод производит автомобили чрезвычайно низкого качества и является неэффективным и отсталым по части технологий. Проблемы с комплектующими, продолжает корреспондент Die Welt, становятся головной болью и для совместного с GM предприятия "GM-АвтоВАЗ". Через два десятилетия после развала СССР приходится расплачиваться за то, что в свое время завод не был подвергнут решительной модернизации, а стал лакомым куском, за который сражались местные и федеральные мафиози: в 1990-е годы в автомобильной войне в Тольятти были убиты 70 человек, и лишь в 2006 году госхолдингу "Ростехнологии" удалось вернуть завод под крыло Москвы.
В Тольятти гадают, как отразится на их заводе покупка немецкого концерна Opel, дочерней компании американского концерна, российско-канадским консорциумом Magna-"Сбербанк"-"ГАЗ".
"Сбербанк", говорится в статье, является основным кредитором "АвтоВАЗа", тем не менее, по словам главы банка Германа Грефа, он не рассматривает возможность конвертации долга завода в акции. Греф намерен детально изучить бизнес-план концерна, который основывается преимущественно на нескольких новых моделях: наряду с относительно успешной "Лада Приора", планируется вывести к 2012 году на рынок Renault Logan и модели Nissan.
"АвтоВАЗ" связывает свои надежды с французами. Но при этом французам вряд ли удастся спасти концерн, поскольку в Тольятти они будут выпускать с конвейера не те новые модели, которые нужны заводу для эффективного и рентабельного производства, считает замминистра промышленности и торговли Андрей Дементьев.
|