Идущая вот уже несколько лет “дизелизация” автотранспортного рынка Европы все меньше нравится нефтепереработчикам, для которых сегодняшнее непропорциональное соотношение в потреблении бензина и моторного масла является все более угрожающим, пишет в статье, опубликованной на портале WNP, обозреватель этого издания Марчин Щченпаньский. Поэтому новые налоговые предложения ЕС находят в топливных компаниях понимание. В первом полугодии 2011 года потребление моторных масел в Польше выросло на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то время как потребление бензина упало на 5%. И такая тенденция сохраняется уже несколько лет и является последствием ряда шагов на общеевропейском уровне, направленных на использование моторных масел в качестве топлива (такое топливо имеет более низкие ставки акцизов). Однако, получается, что таким образом нефтеперерабатывающая отрасль загнала себя в ловушку, выбраться из которой можно лишь с изменением налоговой системы. Дело в том, что потребляющие в качестве горючего дизельное топливо зафиксировали более высокий уровень спроса, и в силу этого пытались оказать давление на нефтепереработчиков с тем, чтобы они активнее расширяли перерабатывающие мощности. Но процесс дистилляции нефти не позволяет получать больше моторных масел без одновременного получения, соответственно, больших объемов бензина. Отсюда и следует переизбыток последнего на европейском рынке. Была сделана попытка экспортировать топливо в США. Однако это невозможно делать в больших объемах. В этих условиях еврокомиссия вышла с предложением, согласно которому налоговая ставка для бензина, моторного масла (и возможно также LPG и сжатого природного газа (CNG)) может сравняться. В таком случае единственным критерием налогобложения станет эмиссия СО2, а ее уровень для моторных масел выше. Кроме увеличения потребления бензина, подобная мера будет способствовать вытеснению с рынка топлив LPG, как менее экономически выгодного топлива при такой системе налогообложения.
|