С начала режима санкций Россия активно расширяет торговые связи за пределами США и Европы. Экспорт и импорт в страны БРИКС за три года выросли на четверть, а крупнейшие компании продолжают инвестировать в проекты на развивающихся рынках.
«Мы видим серьезный рост торговых оборотов, что во многом связано с эмбарго и санкциями. Дополнительную лепту внесло ослабление рубля – в результате наши товары стали более конкурентными», – говорит главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах. С 2014 г. доля экспорта из стран БРИКС выросла с 9,3 до 13,3% в 2017 г., свидетельствуют данные ФТС. Импорта – с 20,5 до 24,1%.
В первую очередь взаимодействие развивается в сырьевых отраслях, в том числе и в продовольственной. «Когда в 2014 г. ввели эмбарго на европейские фрукты и овощи, эти же продукты из ЮАР буквально хлынули на прилавки российских магазинов. Импортозамещение во многом произошло не столько за счет российских продуктов, сколько за счет поставок из стран Азии, Африки и Латинской Америки», – напоминает Табах.
«Основные экспортные направления – это сырье, включая сельскохозяйственное, металлы, продукты химической промышленности, оборонная продукция. Импорт – это на 30% машины и оборудование, химия и транспорт – примерно по 11–13% всего импорта», – добавляет директор по исследованиям и аналитике Промсвязьбанка Николай Кащеев.
Крупнейшим торговым партнером России уже несколько лет остается Китай, и его значимость растет (подробнее об этом): доля страны в товарообороте с Россией выросла с 10,5% в 2013 г. до 16,2% в 2017 г. (данные ФТС). «Мы видим перспективы дальнейшего наращивания объемов экспорта и импорта между Россией и Китаем, в том числе экспорт продуктов питания, – отмечает генеральный директор АО «РЖД логистика» Вячеслав Валентик. – Еще одно перспективное направление – дальнейшее развитие международных транспортных коридоров. Причем как в привычном уже формате Восток – Запад, так и новых, с участием других стран – Южной Кореи, Вьетнама».
Итак, в течение нескольких лет главными торговыми партнерами России в Азиатско-Тихоокеанском регионе помимо Китая стали Южная Корея (товарооборот 3,2% в 2016 г.), Вьетнам (0,8%), Тайвань (0,9%); на Востоке – Индия (1,6%) в Латинской Америке – Бразилия (0,9%), в Малой Азии – Турция (более 3%).
Больше других стран в прошлом году увеличила товарооборот с Россией Индия – на $9,4 млрд (примерно на 20% по сравнению с 2016 г.). Здесь появляются проекты масштабного взаимодействия на уровне крупного бизнеса. Так, совместное предприятие в Индии недавно организовал «Сибур» с местной компанией Reliance Industries Limited. Конгломерат планирует строительство в г. Джамнагаре комплекса по производству каучука.
Бизнес-интересы на развивающихся рынках (emerging markets, EM) есть почти у всех крупнейших российских компаний. Объем прямых иностранных инвестиций из России в страны БРИКС вырос с $298,3 млрд в 2010 г. до $371,8 млрд в 2016 г. (данных за 2017 г. на момент подготовки номера еще не было). Правда, большая часть масштабных проектов была запущена еще до начала 2014 г.
«В конце 2017 г. мы провели первую тестовую отправку российской косметики «Красная линия» по железной дороге через Китай в Ханой и считаем этот маршрут весьма перспективным», – говорит Вячеслав Валентик.
В Бразилии российские инвесторы охотно вкладывались в добычу нефти и железной руды. В 2011 г. компания ТНК-ВР подписала с бразильской HRT O&G Exploracao e Producao соглашение о приобретении 45%-ной доли в 21 нефтегазовом блоке в бассейне Солимойнс. В том же году «Северсталь» купила 25% акций бразильской «СПГ Минерасао». В начале 2014 г. «Уралкалий» купил 25% акций Equiplan Participacoes S.A. – основного акционера портового терминала Terminais Portuarios da Ponta do Felix S.A. Бразилия – один из крупнейших в мире сельхозпроизводителей. «Фосагро» активно поставляет фосфорные удобрения в Бразилию и рассчитывает нарастить объем поставок на 50% к 2020 г. Активно взаимодействуют с южноамериканской страной производители оборудования «Энергомаш экспорт» и «Силовые машины», которые поставляют оборудование на бразильские ГЭС.
В Индии российские инвесторы вкладывались в первую очередь в сферу атомной энергетики, телекоммуникации и транспортную инфраструктуру. Одним из пионеров была АФК «Система»: с индийской Shyam Group в 2008 г. они создали в Индии компанию – оператора мобильной связи Sistema Shyam Teleservices Ltd. В ноябре 2015 г. было объявлено о слиянии активов АФК «Система» и индийской Reliance Communications. В 2010 г. «Камаз» совместно с индийской компанией Vectra Group создал первое сборочное производство российских машин в Индии. А через три года «Камаз» купил 100% акций компании.
В Китае российские инвесторы инвестировали в строительство, транспорт и производство. У «Роснефти» здесь есть совместное предприятие (доля российской компании – 49%) с CNPC по строительству Тяньцзиньского нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в КНР. «Атомстройэкспорт» строит два энергоблока Тяньваньской АЭС. ГК «Петропавловск» участвует в строительстве завода по производству пентооксида ванадия и завода по производству титановой губки в провинции Хэйлунцзян.
Самый знаковый проект России с развивающимися рынками – строительство газопровода «Сила Сибири». С его запуском (запланирован на 2019–2021 гг.) Китай может стать одним из крупнейших покупателей российского газа. «Если это произойдет, то «Газпром» сможет примерно те же объемы газа, которые он поставляет в Германию, продавать в Китай. Речь будет идти о серьезном замещении экспортного потока», – считает портфельный управляющий УК «Капиталъ» Вадим Бит-Аврагим.
В Африке масштабные проекты российских компаний тоже связаны в первую очередь с добычей сырья.
Группа компаний «Алроса» присутствует на континенте еще с 90-х гг. В феврале она закрыла сделку по увеличению доли в ангольском руднике Катока до 41%. В 2014 г.«Алроса» и Национальное алмазодобывающее предприятие Республики Ангола Endiama E.P. (владеет 32,8% в ГРО «Катока») создали совместное предприятие для проведения геолого-разведочных работ на территории страны. Кроме Анголы «Алроса» работает в Ботсване и Зимбабве. «Лукойл» уже много лет разрабатывает месторождения и занимается геологоразведкой в прибрежных странах Гвинейского залива – Гане, Кот-д’Ивуаре, Камеруне, Сьерра-Леоне, Нигерии. В Западной Африке «Лукойл» работает в консорциуме с Chevron. Кроме того, по словам главы компании Вагита Алекперова, «Лукойл» с Chevron изучают ряд инициатив в Мексиканском заливе. «Дочка» «Реновы» – компания Renova Manganese Investments (Pty) Ltd в 2005 г. совместно с южно-африканской компанией Majestic Silver Trading 40 (Pty) Ltd создали компанию United Manganese of Kalahari для реализации проекта разведки и добычи марганцевой руды в пустыне Калахари (российской группе принадлежит 49%). Evraz plc владеет долей в 85,15% в компании Highveld Steel and Vanadium, которая производит ванадий, чугун и сталь в ЮАР. «Северсталь» в 2010 г. приобрела пакет акций в 25,6% южно-африканской компании Iron Mineral Benefici. В сентябре 2014 г. было объявлено о создании совместного российско-зимбабвийского предприятия Great Dyke Investments (Private) Limited по добыче платины.
Связи России с развивающимися странами не ограничены реальным сектором. «На развивающиеся рынки идет приток русских денег, из-за того что в России сильно снизились доходности и ставки по депозитам. У нас нет спроса на инвестиции, но много внутренних сбережений. Кроме того, в нашей стране постоянный профицит торгового баланса: Россия продает товаров больше, чем покупает», – отмечает гендиректор УК «Арикапитал» Алексей Третьяков. Правда, оценить объем российских денег на развивающихся рынках опрошенные «Ведомости&» эксперты затруднились.
Эмитенты развивающихся рынков интересны российским инвесторам в первую очередь долларовыми еврооблигациями. Предпочтения инвесторов в облигации ЕМ постоянно меняются. В 2015–2016 гг. они активно инвестировали в Бразилию, в прошлом году фаворитом была Турция. Дело в том, что осенью 2017 г. доходность турецких гособлигаций поднялась до 11,8% годовых – максимума со времен кризиса 2008 г. Доходность российских суверенных еврооблигаций варьируется в диапазоне 4–5,4% годовых.
Инфраструктура старается соответствовать запросу инвесторов на активы ЕМ. 10 апреля 2018 г. Московская биржа и Ханойская фондовая биржа (Hanoi Stock Exchange, Вьетнам) подписали меморандум о взаимопонимании. А еще раньше, в мае 2015 г., Московская биржа и Шанхайская фондовая биржа подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве. Договоренности с Шанхайской биржей уже принесли реальные плоды: 23 мая 2017 г. клиенты четырех крупнейших китайских поставщиков финансовой информации Great Wisdom, Wind, East Money и Emoney начали в режиме реального времени получать данные Московской биржи.
Кроме того, за последние годы Московская биржа заключила целый ряд соглашений, которые, правда, пока носят рамочный характер, с другими иностранными торговыми площадками – с китайской товарной биржей Dalian Commodity Exchange, китайской биржей деривативов CFFEX, Корейской биржей (Korean Exchange).
«ВТБ капитал» активно расширяет присутствие на международных развивающихся рынках, в том числе в Центральной и Восточной Европе, Китае, Индии, Турции, говорит представитель ВТБ. Объем сделок с участием «ВТБ капитала» на развивающихся рынках за 10 лет приближается к $500 млрд: с момента создания в 2008 г. он закрыл на рынках EM 140 сделок слияний и поглощений на $196 млрд, 50 сделок на рынках акционерного капитала на $41 млрд и 657 сделок на рынках долгового капитала на $251 млрд. &
Текст: Любовь Аронова
|