Международный арбитражный суд Стокгольма завершил длившееся три года разбирательство и постановил, что Газпром завышал цену, по которой он продавал газ Польскому нефтегазовому концерну (PGNiG). При этом суд отметил, что польская компания требовала слишком большую скидку.
В субботу Польский нефтегазовый концерн сообщил, что днем ранее Стокгольмский арбитраж вынес промежуточное решение по его спору с Газпромом. Суд постановил, что в ноябре 2014 года польская компания имела право требовать пересмотра цены на газ, поставлявшийся в рамках долгосрочного контракта от 1996 года (так называемый Ямальский контракт). Суд подтвердил, что наши претензии на формирование новой, более низкой ставки имеют под собой основания, сообщил Польский нефтегазовый концерн. Иными словами, Стокгольмский арбитраж указал, что Газпром завышал цену, а поляки имели право требовать ее снизить.
Скидка меньше, чем мы хотели <
Арбитражный суд Стокгольма считает, что в ноябре 2014 года Польский нефтегазовый концерн подал правомочный запрос на пересмотр ставок. Сам суд, вопреки заявлениям Газпрома (что особенно подчеркивает PGNiG), называет себя инстанцией, которая вправе установить новую цену газа, поставляемого россиянами польской компании. Одновременно арбитраж постановил, что требования поляков были слишком завышенными, то есть, польский концерн не получит от России такую скидку, какой он добивался. Какой должна быть новая цена, арбитраж установит позднее. Когда можно ожидать появления решения по этому вопросу, не сообщается.
Польская компания не скрывает, что она довольна решением арбитража. «Суд принял во внимание наши ключевые аргументы, указывающие на необходимость снижения цены
<
контракта, и отклонил официальные возражения Газпрома, направленные на сохранение существующих нерыночных ценовых условий в рамках Ямальского контракта. Мы приветствуем решение суда и ожидаем, что цена будет снижена до рыночного уровня на более позднем этапе разбирательства», — заявил глава Польского нефтегазового концерна Петр Возьняк (Piotr Woźniak).
Газпром вернет переплату
Новая цена, которую установит Арбитражный суд, будет применяться ретроспективно с 1 ноября 2014 года (тогда был подан запрос на пересмотр ставок). Это означает, что Газпрому придется вернуть польскому концерну переплату за четыре года.
После того как в ноябре 2014 года польская компания подала свой запрос, Газпром мог в течение полугода разрешить спор полюбовно. Этого не произошло, поэтому в середине мая 2015 года поляки решили обратиться к арбитражной процедуре.
В конце прошлого года Стокгольмский арбитражный суд продемонстрировал, что он имеет право формулировать новые условия и цены в контрактах Газпрома, приняв такое решение в торговом споре между российской компанией и украинским Нафтогазом. В окончательном вердикте говорится, что Газпром должен выплатить Нафтогазу почти 2,6 миллиарда долларов компенсации за нарушение условий транзитного договора.
Однако Газпром не выполняет решения арбитража, поэтому Нафтогаз предпринимает попытки арестовать его активы в Швейцарии, Голландии и Великобритании, стремясь добиться принудительного исполнения вердикта.
Урок для Брюсселя
В мае Европейская комиссия завершила длившееся семь лет антимонопольное расследование в отношении Газпрома. Брюссель обвинял российский концерн, в частности, в том, что он завышал цены на рынках Польши и семи других стран Восточно-Центральной Европы. Еврокомиссия, однако, не наложила на Газпром штраф и даже формально не признала его вину. Будет достаточно, постановила она, если в течение ближайших семи лет концерн будет придерживаться тех обязательств, которые он сам на себя взял.
В частности, клиенты Газпрома смогут требовать от него снизить цену на газ, если она окажется выше котировок на биржах Западной Европы. Если россияне не согласятся снизить цену, спором займется арбитражный суд в ЕС, например, Стокгольмский арбитраж.
Польский пример показывает, насколько слабыми инструментами располагает Еврокомиссия для борьбы с монополистскими практиками Газпрома. Польская компания ведет формальный спор по поводу завышенных цен на российский газ уже четыре года, но проблема возникла гораздо раньше, поэтому и появился запрос на скидку. Все это время поляки продолжали переплачивать Газпрому, но пока им удалось получить лишь подтверждение того, что их претензии имели под собой основания.
|